Все мы помним расхожее выражение "Нет предела совершенству". К рекламному делу, занятию не только коммерческому, но и творческому, это выражение применимо в полной мере. Особенно это касается печатной рекламы, о которой и пойдет речь далее.
Сегодня мало кого удовлетворит двухцветная картинка в стиле пролетарского конструктивизма 20-х годов. Заказчики требуют напечатать такой плакат, чтобы при одном взгляде на него потенциальный клиент побежал покупать рекламируемую продукцию. И таких заказчиков — тысячи. А значит, рекламисты вынуждены искать новые художественные решения и постоянно обновлять свою производственную базу. Производители же оборудования вынуждены откликаться на их запросы, устанавливая таким образом новую планку качества.
Широкоформатная печать, пожалуй, — наиболее прогрессирующее направление. Всего за несколько лет рекламные плакаты из бледных иллюстраций к тексту превратились в художественные произведения, поражающие яркостью и реалистичностью. Такой прогресс достигнут, прежде всего, за счет перехода к полноцветной CMYK-печати и увеличению разрешения печати до 600 dpi и более.
Однако с появлением полноцветной печати рекламисты столкнулись и с проблемой точного отображения исходного цвета при печати. Цветовой охват системы CMYK не превышает 50 % шкалы Pantone Matching System, поэтому цвета, не попадающие в эти 50 %, просто не могут быть воспроизведены. Из-за недостаточного цветового охвата четырехцветной печати сложно передать некоторые цвета, в частности оранжевый, ярко-зеленый или, например, фирменный красный цвет Coca-Cola. Кроме того, CMYK-печать не вполне корректно передает пастельные тона, мягкие полутона и оттенки цвета, характерные, например, для человеческой кожи. Представьте себе, к примеру, плакат, рекламирующий средства ухода за кожей, на котором девушка кажется рябой из-за видимых крупных пурпурных (magenta) точек. Модификация традиционных CMYK-красителей не устранила недостатки четырехцветной печати. Ответ — возникновение печати Hi-Fi , с количеством цветов более четырех.
Одной из разработок стала шестицветная цветовая система Pantone Hexachrome (фирма Pantone Inc.). Цвета набора красителей имеют здесь более чистые оттенки, чем традиционные четырехцветные краски. Кроме голубого, пурпурного, желтого и черного (CMYK-цветов) в этот набор входят еще два цвета — оранжевый и зеленый. С включением этих цветов охват цветовой шкалы Pantone Matching System увеличился до 90% (!) и более.
Выбор именно шестицветной системы неслучаен. Во-первых, по сравнению с семи- и тем более восьмицветной, она наиболее оптимальна в балансе между точностью воспроизведения цвета и затратами на печать. Во-вторых, ее легче воплотить в системах широкоформатной цифровой печати. И, в-третьих, эта система при необходимости позволяет использовать CMYK-цвета из своего набора для обычной четырехцветной печати без калибровки или переналадки оборудования.
Очевидные преимущества системы Pantone Hexachrome уже признаны как полиграфистами, так и производителями графического программного обеспечения. Эта система поддерживается ведущими графическими редакторами и системами верстки, такими, например, как Adobe Photoshop (plugin-модуль Pantone HexWrench), QuarkXPress,Adobe PageMaker и т.д. Система Pantone Hexachrome признана также производителями печатного оборудования (Heidelberg и др.) и стала, таким образом, фактически новым стандартом печати.
Другую шестицветную Hi-Fi-систему, активно продвигаемую на рынок производителями струйного печатающего оборудования (в первую очередь компанией Seiko Epson), иногда называют Light Gamut (светлая гамма). В этой цветовой системе к обычному CMYK-набору добавляются светло-голубой (light cyan) и светло-пурпурный (light magenta) цвета. Их наличие позволяет с большей точностью передавать на печати мягкие переходы цвета, пастельные тона, металлический блеск и оттенки цвета, характерные для человеческой кожи, без видимых точек cyan и magenta. Это особенно важно при печати рекламной и иной продукции, содержащей фотоизображения людей крупным планом (вспомним еще раз рекламу средств ухода за кожей).
Как образуются оттенки цвета в системе CMYK и Light Gamut (на примере пурпурного (magenta)). При 20- и 40-процентном заполнении при печати по схеме CMYK заметны участки не запечатанного материала, и изображение кажется пятнистым, в то время как при печати шестью цветами заполнение почти полное, и растрирование не заметно. К сожалению, единого стандарта этой системы не существует, поэтому каждый производитель оборудования разрабатывает красители для этой системы печати сам.
Системы Hi-Fi печати уже нашли свое воплощение как в настольных струйных принтерах (Epson Stylus Pro 5000 и другие модели), так и в широкоформатных плоттерах. Из последних упоминания заслуживают шестицветныеHi-Fi Jet фирмы Roland (более подробный рассказ о нем впереди), Mimaki JV2-130 и восьмикрасочныйDisplayMaker фирмы ColorSpan (правда, с низким разрешением печатающей головки — 300 dpi).
Компания Roland (Япония) одной из первых занялась производством широкоформатных плоттеров с пьезоструйными печатающими головками и много лет успешно сотрудничает с фирмой Seiko Epson, воплощая ее технологические разработки в своем оборудовании. Причем упор был сделан, прежде всего, на высокое качество печати, т.е. максимально возможное разрешение и точность воспроизведения цветов. Серия шестицветных струйных плоттеров Hi-Fi Jet (от английского High Fidelity — высокая точность). рассчитана на использование обеих описанные выше систем Hi-Fi печати: и Light Gamut, и Pantone Hexachrome. Ниже приводятся некоторые характеристики этих принтеров, выгодно отличающие их от других упомянутых моделей. Высокое разрешение печати. Roland Hi-Fi Jet первым из широкоформатных принтеров (с шириной печати более 36 дм) достиг реального разрешения 1440 х 720 dpi. Для этого пришлось разработать новый узел печатающей головки, в которой сопла имеют меньший диаметр и выпускают более точные и однородные капли. В зависимости от применяемого разрешения печати, головка автоматически переключается с нормального на микроточечный размер капель. Это увеличивает точность печати и позволяет запечатывать большую площадь при меньшем расходе чернил, обеспечивая печать высокого качества с низкой себестоимостью. Точность печати увеличена также за счет увеличения точности подачи материала, которая теперь составляет менее 1,8 микрона. Головки по мере необходимости автоматически очищаются без прекращения процесса печати. Чернила для Hi-Fi печати.Для Hi-Fi шестицветной были разработаны новые пигментные и dye-чернила. Ранее считалось, что менее стойкие к влаге и ультрафиолету dye-чернила дают более яркие отпечатки. Разработчики Hi-Fi JET сделали все, чтобы новые пигментные чернила не уступали по яркости dye-чернилам. Теперь их можно с равным успехом использовать для печати плакатов, баннеров и других рекламных носителей как внутреннего (для чего особенно важна яркость чернил), так и наружного применения (для чего требуется долгий срок службы). Впрочем, для Hi-Fi JET подходят и dye-чернила, выбор определяется только желанием пользователя и особенностями печати. Кроме того, для новых чернил существенно снижено время высыхания, что позволяет обходиться без устройств подсушки материала, т.к. изображение выходит из плоттера практически сухим.
Чернила находятся в герметичных картриджах емкостью 220 мл, которые в случае необходимости заменяются за считанные секунды. Автоматическая система контроля уровня чернил заранее определяет необходимость замены картриджа. Если предупредительный сигнал прозвучал во время печати, также нет причин беспокоиться — оставшихся в чернильном тракте чернил хватит примерно на 2 м2. Одного комплекта картриджей хватает на 116 м2 при печати с 20%-ным использованием каждого цвета (общее заполнение — 120%).
Кроме того, в Hi-Fi Jet нет необходимости калибровать печатающую головку после смены чернил. Фирма Roland имеет лицензию фирмы Pantone Inc. на цветовую систему Pantone Hexachrome..
Применение новых чернил и новой конструкции головки позволило значительно увеличить скорость печати. Она меняется в зависимости от требуемого разрешения, и составляет в режиме FAST (360 dpi) 12 мин/м2, а в режиме FINE (720 dpi) — 24 мин/м2. Adobe PostScript 3 RIP-драйвер.В комплект поставки Hi-Fi JET входит Roland ColorChoice — многоплатформенный (Windows 98/95, WindowsNT и Macintosh) RIP-драйвер с Adobe PostScript 3. Таким образом, Hi-Fi JET стал одним из первых широкоформатных принтеров, пользующихся поддержкой формата PDF (а значит и программного обеспечения, работающего с ним), возможностью работы с 3D-графикой, прямой поддержкой цветоделения по схеме Light Gamut и т.д. Драйвер Roland ColorChoice разработан специально для поддержки шестицветной печати и точной цветовой калибровки, а также для печати с высоким разрешением на специальных материалах. Он также позволяет менять установки принтера перед печатью. Наличие в драйвере цветных профилей стандарта ICC для широкого спектра материалов гарантирует корректную цветопередачу и красочную печать, совместимую со стандартными полиграфическими системами цветоделения. Кроме того, благодаря Roland ColorChoice для Hi-Fi JET доступен большой выбор Postscript шрифтов. Разнообразие средств и возможностей.Для печати на различных материалах — от тонких полиэфирных пленок до холста и баннерных материалов толщиной до 1 мм — Hi-Fi JET имеет механизм управления высотой печатающей головки с тремя уровнями высоты: от 1,2 мм до 2,1 мм. Пользователи Hi-Fi Jet могут использовать такие материалы, как prepress-пленки, полиэфирные пленки, средне- и высокоглянцевая фотобумага, глянцевый и матовый водостойкий самоклеящийся винил, пленки для обратной печати, применяемые в световых коробах, синтетические ткани, холсты и баннерные материалы. Благодаря такому разнообразию, на этом принтере можно печатать практически все виды полиграфической и рекламной продукции, от постеров до репродукций художественных полотен. Для работы с большими рулонами Hi-Fi JET оборудован новым механизмом протяжки, автоматической отрезкой рулона после печати изображения и, опционально, подмоточным устройством с фотосенсором, которое автоматически сматывает материал, когда край рулона опускается ниже заданной отметки. Две модели. Hi-Fi JET выпускается в двух моделях: FJ-50 рассчитана на работу с материалом шириной до 1350 mm (53 ") и печать до 1320 mm (52 ") шириной. FJ-40 — с материалами шириной до 1125 mm (44 ") и печатать изображения до 1066 mm (42 ") шириной. Эти размеры выбраны не случайно. Они охватывают все основные форматы плакатов и соответствуют стандартным размерам выпускаемых рулонных материалов, поэтому при печати материал расходуется полностью.
Приведенные выше характеристики позволяют рекомендовать Roland Hi-Fi Jet как полиграфистам, так и изготовителям наружной рекламы. Для полиграфистов эти плоттеры привлекательны высоким разрешением печати, корректной цветопередачей, возможностью проведения цветопроб и создания оригинал-макетов полиграфической продукции. Сайнмейкеров наверняка удовлетворят качество печати, удобство работы с большими рулонами материала, широкий выбор материалов для печати. Особенно важна в рекламном деле точность выполнения всех поставленных заказчиком условий. Специалистам уже известны прецеденты, когда западные фирмы полностью возвращали напечатанный тираж из-за того, что оттенок цвета на плакатах не совпадал с их фирменным. Шестицветная Hi-Fi печать сегодня не только способ избежать подобных неприятностей, но и возможность дополнительного привлечения клиентов.